English

Петр Николаев
17/03/11 «Вакансия.RU»

«НАДО КАЖДЫЙ ДЕНЬ ДЕЛАТЬ ЧТО-ТО НАСТОЯЩЕЕ»

Художественный руководитель Российского государственного академического театра драмы им. А. С. Пушкина – легендарного Александринского театра народный артист РФ Валерий ФОКИН из тех, кто не любит отмечать юбилеи. Хотя, конечно, его 65-летие не прошло незамеченным. В частности, губернатор Валентина Матвиенко вручила ему Почетный знак «За заслуги перед Санкт-Петербургом». Да и наша встреча непосредственно в день рождения мастера началась именно с юбилейной темы.

– Лично для меня это обычный день рождения. Потому что я вообще человек неюбилейный. Мне смешно выделять этот день с точки зрения чего-то: занимаемого кресла, адресов, цветов… Понятно, что тебя поздравляют. Хорошо, что ты родился – мог и не родиться: почему вдруг стопроцентная уверенность, что я обязан был родиться? Как говорится, на все воля Провидения. Так получилось, и замечательно!

Думаю, самое правильное в день рождения – показать какие-то работы, что-то существенное, сделанное тобой, – всегда считал это принципиальным. Поэтому был рад предложению Константина Райкина 28 февраля и на следующий день 1 марта представить на сцене Александринского театра нашу совместную работу – спектакль «Константин Райкин. Вечер с Достоевским».

– Но все-таки в юбилей вы хотя бы для себя самого подводите какой-то итог?

– Главный итог в том, что имею возможность работать. Причем в замечательном театре. Я работал во многих театрах Европы и мира, как в старинных, так и в современных. Александринский – лучший. Мне его трудно даже с чем-то сравнить по красоте, соразмерности, гармоничности этого театрального здания.

– Имеет значение то, что вы сейчас работаете в Петербурге?

– Этот город я очень сильно полюбил. Благодаря литературе любил его и раньше: спасибо Достоевскому, Гоголю и другим великим писателям. Сегодня я Петербург чувствую. Это все вместе составляет для меня прекрасные возможности для работы.

– Помимо места работы что еще считаете важным для себя?

– То, что я еще не потерял интерес заниматься театром. Потому что это вполне возможно и вполне реально для любого человека – изменить отношение к делу, которым давно занимаешься. Ничего страшного в этом нет. Но мне пока еще интересно, и это тоже итог в затронутом юбилейном контексте.

– У вас немало самых разных наград. Достаточно сказать, что вы четыре раза удостаивались государственной премии. Что значат награды для человека творческого?

– Это только обстоятельства, которые могут заставлять тебя быть более внимательным и сосредоточенным. Надо понимать: сами по себе награды ничего не решают. Как и количество сделанных тобой спектаклей. Потому что все это в один момент может зачеркнуться и разрушиться, если ты в очередной раз не предъявишь зрителю что-то интересное, настоящее. Во всяком случае, не будешь каждый день пытаться это делать. Получится или нет – другой вопрос, но надо показывать сделанное публике. Такая наша профессия. И это замечательно, что она именно такая.

– В отличие от представителей многих других профессий у вас есть важное право – самому выбирать очередную работу в театре. Чем при этом руководствуетесь? Какие обстоятельства учитываете?

– Выбор происходит по-разному. Это процесс, и тут не может быть какого-то однозначного пути. К примеру, ты можешь случайно натолкнуться на какое-то произведение, которое вдруг тебя обожжет… Но самый главный критерий – это понятие сегодняшнего дня, актуальности будущей постановки. Не с точки зрения публицистики, хотя и это может быть – возникнут какие-то ассоциации. Ведь у того же Федора Михайловича Достоевского есть какие-то рефлексы и уколы, которые при желании можно найти и связать с сегодняшним днем.

Поэтому если у тебя есть ощущение современности, какой-то живой необходимости, то выбором может быть и классика, и современная пьеса. Это, повторюсь, процесс. У меня всегда в голове несколько произведений, которые бы мне хотелось поставить. Но они ждут своего часа. Кроме того, иногда ты что-то делаешь незапланированное, возникшее в общении с коллегами или в связи с другими обстоятельствами. Как, например, спектакль по «Запискам из подполья» Достоевского, которые стали моим подарком к юбилею Константина Райкина и, так вышло, что и мне самому.

– Прежде руководителю нужно было оглядываться на Министерство культуры, выполнять какие-то вполне конкретные задания…

– Сегодня никто ничего не навязывает. Нет никакого спущенного «сверху» плана: поставить спектакль такого или другого рода. Правда, уже сам, как художественный руководитель, обязан думать об афише театра. В ней должны быть разные названия, надо приглашать крупных режиссеров, которым есть что сказать. Конечно, об этом я думаю.

Если говорить о своем творчестве, то у меня есть несколько названий, которые хотел бы сделать. Получится – хорошо. В любом случае все равно мысленно над ними работаю, процесс идет 24 часа. Просто что-то больше и глубже волнует, что-то – меньше. Для меня в художественном произведении всегда важно самому себе объяснить: «Зачем я это делаю?» Получив ответ на этот вопрос, все время продолжаю работать.

– Можете поделиться, что это за новые названия?

– Пока только скажу об одном. После спектакля о Николае Васильевиче Гоголе, который сейчас делаю на малой сцене, в следующем сезоне приступлю к пьесе современного автора Юрия Клавдиева. Она написана по мотивам романа Достоевского «Игрок». Много лет назад в Александринском театре был поставлен спектакль по этому произведению, но теперь это не инсценировка, а пьеса, написанная с использованием и других текстов Достоевского – такая современная адаптация. Надеюсь, это тоже будет интересно.


© 2003-2015, «Центр им. Вс. Мейерхольда»
127055, Москва, ул. Новослободская, 23, м. «Менделеевская»
+7 (495) 363 10 48 (касса), 363 10 49 (приемная)
fainkin@meyerhold.ruvsmeyerhold.centre@gmail.com