English

Ведущий: Григорий Заславский
26/02/07 « МАЯК FM "Культурный вопрос"»

ВСЕ ЯРЫЕ АВАНГАРДИСТЫ С ВОЗРАСТОМ СТАНОВЯТСЯ ТРАДИЦИОНАЛИСТАМИ

Сегодня, слушая сообщения информагентств, обращаешь внимание на то, что каждая партия с гордостью сообщает о том, кто еще вступил в ее ряды. Любопытно, что Владимир Бортко вступил в ряды КПРФ, кто-то вступает в ряды «Справедливой России». Действительно, партия без режиссера кажется однокрылой, потому что режиссер может какие-то интересные ходы предложить. Не коснулись ли вас такие предложения?

ФОКИН: Нет. Думаю, что это не мое. Хотя работа в Совете по культуре в какой-то степени определяет, как нам двигаться. В этом смысле какой-то элемент режиссуры есть. Я считаю, что театр сам по себе – такая сильная партия, там бы разобраться. Поэтому я далек от политики.

- А как двигаться, если говорить о театре?

ФОКИН: Мы имеем определенное поле, на котором очень много разного сталкивается. Есть модное, которое часто выдается за новое. Есть традиции, которые часто являют собой пример рутины, но выдается за нечто единственное и настоящее. Есть борьба между ними. Даже активная борьба не со стороны традиций, а со стороны модного. Тут довольно активно, как селевой поток, спускается с гор пошлость. Сложная борьба. Как новая аудитория в этой ситуации должна себя вести? Какая она? Как молодежь должна работать? Потому что молодое поколение во многом формирует новую аудиторию. Тут очень много вопросов, на которые все равно надо пытаться отвечать, все равно надо о них думать. Считаю, что нельзя жить просто так. Вопросов больше, чем ответов. Как быть национальным театрам в этой ситуации, как быть академиям? Как нам быть в той ситуации, что осенью уже начнут вводить закон «Об автономных учреждениях»? Дикое количество вопросов.

- Этот закон коснется Центра Мейерхольда и не коснется Александринского театра, или он коснется в одинаковой степени эти два учреждения?

ФОКИН: Он коснется и того и другого. Есть две формы выбора. Естественное, что Александринский театр выберет государственную дотационную форму, потому что без этого вообще не может существовать репертуарный театр, тем более такого масштаба, как Александринка. Центр Мейерхольда уйдет в свободное плавание с наблюдательным советом. Мы так и работаем, только у нас нет наблюдательного совета.

- Но как раз эти наблюдательные советы больше всего возмущали театральную общественность. Как наблюдать за Фоменко, Фокиным, Захаровым? Что они смогут им посоветовать? Мне казалось, что этот вопрос после обсуждения был вычеркнут из этого закона?

ФОКИН: Этот вопрос был вычеркнут из этого закона, совершенно справедливо. Но только касательно первой формы, первого пути, то есть тогда, когда театр работает с государством на дотационных основах. Если театр выбирает свободное плавание и сам определяет, как и на что он живет, то здесь наблюдательный совет должен быть. Какая его форма? В него могут входить люди, которые финансируют этот театр – спонсоры, меценаты. Центр Мейерхольда попадает в эту категорию потому что у нас нет труппы. Мы работаем как центр по художественным программам. Здесь, думаю, наблюдательный совет не будет мешать. Если его только грамотно сформировать, чтобы он не был случаен.

Но если бы наблюдательные советы были в репертуарных театрах, особенно в провинции, это бы была катастрофа. Но мы, слава богу, этот пункт убрали. Точнее, он формулируется таким образом, что он может быть или не быть в зависимости от согласия данного учреждения.

- Иногда не понимаешь, как человек, который открывал авангардный театр и для Советского Союза, и для самого себя, так не приемлет то, что  сегодня называется авангардным театром. Того же самого Серебренникова, фестиваль NET, который ушел из Центра Мейерхольда. Почему так происходит?


ФОКИН: Думаю, это закономерно, это нормальный путь развития. Все ярые авангардисты с возрастом становятся традиционалистами. Потом я просто пришел к очень серьезному убеждению, что здоровый традиционализм, настоящая традиция, в сочетании с поиском, с новаторством как раз и есть то золотое и настоящее, которое и позволит сохранить театр завтра и послезавтра.


- После того, как в прошлом году у вас прошел фестиваль театров Европы, думаю, что разговор о том, что такое традиция и что такое авангард, касается не только российских театров.


ФОКИН: В рождении этого фестиваля меня очень интересовало, как сегодня чувствуют себя национальные театры, какова их позиция, что они сегодня хотят от нового зрителя? Мне показалось, что в первом фестивале мы какие-то ответы получили. Я очень многого жду от фестиваля этого года, который состоится этой осенью.


- А программа уже известна?


ФОКИН: Да. Очень серьезный состав. Во-первых, 15 сентября мы хотим открыть фестиваль премьерой спектакля Кристиана Люпы. Он будет ставить «Чайку». Это вдвойне любопытно. Это любимая пьеса Кристиана. С русскими артистами он будет работать впервые. Он никогда не ставил в России, поэтому все это имеет особый творческий интерес.


Дальше приезжает «Комеди Франсез» со спектаклем Лангхофа по пьесе Мюллера. Мы мало знаем этого выдающегося драматурга и режиссера. Дальше приедет миланский театр «Пиколло», с которым у нас установились очень хорошие от ношения. Они покажут «Веер» Гольдони. Также мы привезем Пекинскую оперу. Пока вот такая программа. Мне интересно, как эти театры двигаются. Мне очень любопытно.


© 2003-2015, «Центр им. Вс. Мейерхольда»
127055, Москва, ул. Новослободская, 23, м. «Менделеевская»
+7 (495) 363 10 48 (касса), 363 10 49 (приемная)
fainkin@meyerhold.ruvsmeyerhold.centre@gmail.com