English

Павел Руднев
01/12/02 «Первая ревизия»

ПЕРВАЯ РЕВИЗИЯ

В Москву едет «Ревизор» Валерия Фокина — результат сближения театров Москвы и Петербурга. Один из самых юных театров России и один из самых старых — Центр им. Мейерхольда и петербургский Александринский театр — объединились в театральный холдинг. После премьеры «Ревизора» режиссер Валерий Фокин назначен художественным руководителем петербургской императорской сцены. Это событие явилось прямым следствием долгосрочной программы «Новая жизнь традиций». Следуя ей, известные режиссеры с мировым именем будут ставить на сцене Александринки пьесы, к которым прикасался некогда гений Всеволода Мейерхольда — кумира многих театральных реформаторов. После Фокина на петербургскую сцену выйдет француз Маттиас Лангхофф, чтобы поставить фарс Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина».

Хлестаков на печи.

А пока суть да дело, в Москву едет «Ревизор» с Алексеем Девотченко — актерской гордостью современного Петербурга — в роли Хлестакова. Он появляется на сцене весьма оригинально: русская печь — кровать в гостиничном номере под лестницей, на которой меленький сморщенный Хлестаков смотрится не иначе как Иваном-дураком. Свезло проходимцу, вывезла чудесная печка: был никем, признали за генерала. Впрочем, слуга Осип, одетый в туркменский халат и тюремную шапочку, (зритель узнает в нем Юрия Цурило — исполнителя главной роли в «Хрусталев, машину!» Алексея Германа) не оставляет сомнений о роде занятий их заезжей компании. Оба ворюги: один мошенничает, другой продает. Поют вместе шпанистую, блатную песню и мечтают кого-нибудь прирезать, коль сегодня бедны. Когда, наворовав бирюлек из ушей светских дам и золоченых портсигаров из карманов чиновничьих брюк, Хлестаков не успокоится, Осип возьмет пацана-карманника в охапку и скажет грозно: «Поехали, Саныч!» А еще оба они угрожающе лысы. И стоит только Хлестакову уехать из города, как тут же весь уезд сбривает себе чубы: что поделать, столичная мода!

Все вертится.

Первое действие идет на фоне гоголевского рисунка — эскиза декорации к 1-му действию. Плоскость с декорацией шатают, вместе с ней шатается и все пьяное чиновничье царство. Городничий (талантливый Сергей Паршин) в тапках на меху вяло и буднично докладывает сонной компании о визите ревизора. То ли разум замутнен, то ли самоуверенность играет, но весть о госґинспекторе городской глава передает с железным спокойствием: и не таких видали. Делает замечания своим подопечным так, как будто делает их в сотый раз, совершенно не надеясь на результат. Недостатки каждого заучены наизусть. Чиновники изображают тихих и мирных людей, на которых вдруг свалилось непосильное несчастье. Вся первая сцена проходит в дивной интонации: «Зачем они нас обижают?» Добчинский и Бобчинский читают свой торопливый текст об обнаружении Хлестакова нарочито долго — по бумажке и нараспев, как на церковной проповеди. И Городничий вторит этому бубнящему ритму мерными поклонами головы.

В финале Городничий с той же степенью уверенности собирается на поклон к настоящему Ревизору: ни тени стыда, ни тени сомнения, ни испуга, ни разочарования. 

Азы.

Следование Мейерхольду в «Ревизоре»-2002 — уловка. Если и взяты некоторые мотивы спектакля 1926 года, то не самые главные, не опорные. Валерий Фокин, режиссер со славой реформатора сцены, поставил на академических подмостках академический же спектакль — из тех, что не шокируют и отваживают зрителя от театра, а остаются «живыми» многие годы. Обыватели обычно сомневаются в том, что Кандинский или Малевич смогли бы написать классический пейзаж или натюрморт. «Ревизор» для Фокина — это такая вот демонстрация азов мастерства.

Единственная дань модерновой эстетике — специально написанные хоры Леонида Десятникова: сладкоголосый вокализ, птичье щебетание, наборы шипящих и звенящих звуков, которые исполняет с одной из лож вокальная группа “Remake”.

Мейерхольд ставил Гоголя как мистического автора с извращенной сексуальной фантазией. Ни мистики, ни эротики в «Ревизоре» Александринки нет. В привычный сатирический каркас Фокин добавил некоторое количество собственных интересных идей. Остальные прилагались к оригиналу.


© 2003-2015, «Центр им. Вс. Мейерхольда»
127055, Москва, ул. Новослободская, 23, м. «Менделеевская»
+7 (495) 363 10 48 (касса), 363 10 49 (приемная)
fainkin@meyerhold.ruvsmeyerhold.centre@gmail.com