English

Алексей Филиппов
24/12/02 «Известия. RU»

РЕИНКАРНАЦИЯ «РЕВИЗОРА»

Валерий Фокин поставил «Ревизор» в Александринском театре — этот спектакль открыл программу «Новая жизнь традиции». Фокин — энтузиаст Мейерхольда и художественный руководитель одноименного центра: в качестве традиции в его спектакле выступает мейерхольдовский «Ревизор». Это, разумеется, никакая не реставрация. Скорее — вариации не тему вышедшего 9 декабря 1926 года легендарного спектакля; образы первого александринского «Ревизора» (1836 год), которые также обещает программка, здесь не видны. А вольные цитаты из Мейерхольда в спектакле рассыпаны повсюду: тут и сильно измененный эпизод «шествие», и Хлестаков, также оборачивающийся фантасмагорической неопределенностью, и… Но всех обращений Фокина к гостимовскому спектаклю не перечислишь — да и к чему это? Главное в другом: режиссер пытался создать живой образ легенды — и результат оказался крайне противоречив. 

Играющий Хлестакова Алексей Девотченко — блестящий артист: глядя на него вспоминаешь описания игры Эраста Гарина. Здесь есть та же нагловатая инфернальность и холодноватая, зловещая надменность, то же сходство с персонажем гофмановской сказки и ощущение человека «обезумевшего от собственной лжи, потерявшего чувство времени, как будто он будет лгать вечно» (слова Михаила Чехова).

Маленький, резкий, как бритва, затянутый в черный фрак, с наголо бритой блестящей головой, подвижным гуттаперчевым лицом Хлестаков Алексея Девотченко гипнотизирует чиновников пассами гибких рук, замирает, хватив толстобрюшки, а затем пускается в жуткий перепляс… Финал первого акта очень силен: справедливости ради следует сказать, что он выводит зрителя из состояния легкого оцепенения. 

"Образы первого александринского «Ревизора», которые сулит программка, связаны разве что со зрительской дремой: артисты Александринки играют ровно и добросовестно, но никаких взлетов здесь нет. Режиссура Валерия Фокина точна и умна, но спектакль, при этом на редкость монотонен — ощущение хорошо отреставрированной музейной вещи, исчезнувшее к концу первого акта, вновь появляется во втором. И это, как представляется, совсем не случайно: можно восстановить мизансцены, можно попытаться передать дух постановки (мне кажется, что он оживает в лучших сценах фокинского «Ревизора»), но как быть с атмосферой времени, с общественным и человеческим контекстом, вне которых спектакля нет?

Мейерхольдовский «Ревизор» поразил современников совершенно новой трактовкой реализма; режиссер — в прошлом создатель потрясающего, красивого александринского «Маскарада» (1917 год, спектакль прозвали «закатом империи») — показал здесь мощь и блеск российской истории. (Советский исследователь осторожно назвал это «агрессивной силой прошлого»). Премьера расколола театральную интеллигенцию: левые, вчерашние друзья Мейерхольда, стали его врагами, сторонники реалистического театра защищали «Ревизора». Рецензенты жаловались на то, что ставят в вину и «Ревизору» Фокина, — спектакль показался им скучным.

В 1926 году у зрительской скуки был иной характер. Большинство современников просто не поняло насыщенного множеством новых художественных решений мейерхольдовского «Ревизора»; к тому же спектакль не походил ни на традиционный психологический театр, ни на аскетичное левое искусство. Менялись театральные течения, изменялось время: блеск офицерских мундиров, бронзы и хрусталя в мейерхольдовском спектакле напоминал об ушедшей эпохе и пророчил другой большой стиль, иную, куда более жуткую империю — ей еще предстояло сложиться…

А в спектакле Валерия Фокина никакой загадки нет — режиссер создает свою, авторскую версию спектакля ГОСТИМа. Спасибо ему за это: теперь мы яснее представляем, каким был легендарный спектакль. Но образ ушедшего времени и предсказание будущего — то, что одних приводило в восторг, а Виктора Шкловского заставило назвать мейерхольдовского «Ревизора» «тягостным, некультурным, невышедшим», исчезло навсегда вместе с яростными и трагическими двадцатыми годами.


© 2003-2015, «Центр им. Вс. Мейерхольда»
127055, Москва, ул. Новослободская, 23, м. «Менделеевская»
+7 (495) 363 10 48 (касса), 363 10 49 (приемная)
fainkin@meyerhold.ruvsmeyerhold.centre@gmail.com