English

Павел Цапюк
14/05/13

"АЛИСА И ГОСУДАРСТВО" @ ЦЕНТР ИМЕНИ МЕЙЕРХОЛЬДА

Учитывая же, что не только спектакль новехонький, но и пьеса написана по следам самых свежих событий, происходящих вокруг нас, то значение этого спектакля становится сложно переоценить.

Хочу сказать, что давненько не приходилось испытывать такого удовольствия от происходящего на сцене. Учитывая же, что не только спектакль новехонький, но и пьеса написана по следам самых свежих событий, происходящих вокруг нас, то значение этого спектакля становится сложно переоценить. Можно лишь рекомендовать его к обязательному просмотру людям самого разного возраста с живым восприятием. Скажем, со старшей школы.

Главное, тут всего — с избытком. Не в смысле чересчур, а в смысле достаточно, чтобы очень понравилось. Музыки (работы Дмитрия Павлюкова хочется записать по-тихому на диктофон, чтобы после слушать много раз), текста (Саша Денисова осовременила героев Кэррола, поместив их в наши реалии, даже Доктор Дама Червей тут есть), танцев и причудливых мизансцен (как показать вшестером вагон метро), юмора ("мы, едино… роги"), используемых инструментов: и видеопроекции, и воспроизведение записей главной героини — ее мыслей, — и театр теней, и много чего еще.

Будь я настоящим театралом, сходил бы не раз, чтобы получше рассмотреть все происходящее. А то благодаря небольшому размеру зрительного зала (точнее, зрительских трибун), не всегда удавалось следить за всем происходящим. Да и сидел я на втором ряду, почти на сцене — здесь это скорее мешало, поскольку это то самое большое, что лучше видится на расстоянии. Один говорит, второй двигается, третий подкрадывается то к первому, то ко второму. Сидишь, как дитя, открыв рот, и только успеваешь головой вертеть. Говорю же, всего очень много, глаза разбегаются.

Когда прочитал, что группа творческих товарищей решила сделать просветительский спектакль на социальную тему, заинтересовался. Все-таки не каждый раз зрителю заранее сообщают, что его будут учить чему-то полезному, причем не исподволь, как у Островского там или Грибоедова, а напрямую. Впрочем, в лоб как раз почти ничего и не происходило, разве что посыл "не платить по общедомовому счетчику за воду, если есть свой". Хотя на описании спектакля, приложенному к программке, есть даже список полезных сайтов: и госуслуги тебе, и "институциональная экономика для чайников", и бесплатные адвокатские услуги, и даже "президент россии гражданам школьного возраста" — именно так, все прописными.

Актеров всего шестеро, а ролей — раза в три-четыре больше. Наверное, только Алиса (Инна Сухорецкая) не становится еще кем-то, остальные по очереди — то просители, то чиновники, то патрульные, то гастарбайтеры, то депутаты, то бездомные… (Но Инну, оказывается, я видел относительно недавно в "Танце Дели", но вот поди ж ты, не узнал! И в жизни не поверил бы, что она на самом деле не подросток, которого играет, если бы не информация на ее сайте.) Александр Горелов — то буйный преподаватель вуза ("весь семестр в своих айпадах просидели! в аудиторию заходишь — яблочный спас!"), то Чеширский "котик", то мартовский заяц ("а руккола вялая!"), то электромонтер, то театральный критик ("прекрасный спектакль прекрасного режиссера… не помню название"), то еще кто-то.

Причем надо отдать должное режиссеру Алексею Жеребцову, каждый образ очень хорошо продуман, перепутать героев сложно, но не только благодаря тому, что у котика, например, напялена меховая шапка с ушами, продумана и манера говорить, и пластика. Когда в финальной сцене — суда — актеры перевоплощаются на глазах, даешься диву, сколько героев они смогли сыграть за эти два с небольшим часа. Но зато и понятно, почему время это пролетает практически незаметно.

Когда на сцене появляются Патруляля и Патраляля, обращаясь хором к Алисе с вопросом "Добрый вечер, молодые люди! Нарушаем?" — вообще нет ощущения, что этих же актеров ты видел только что в других образах. К слову, именно эти двое привели зрительный зал, меня в частности, в почти истерическое состояние. Таких уморительных представителей закона я не видел нигде (если только инспектора Жюва вспомнить, но эти смешнее, они же — свои!). Их сделали даже смешнее оригинальных ВВшники в мешковатых формах. А ведь, пока не начнется их сцена, они стоят поодаль, в тени, на своих ходулях, чуть покачиваясь, и производят жутковатое ощущение. Помню, когда косился на них, отвлекаясь от происходящего на авансцене, подумал: "Вот ведь, приснится еще потом эта парочка"…

Получится ли кого-нибудь чему-нибудь научить в итоге этим спектаклем — не знаю, время покажет. Но когда главная героиня рассуждает — то про себя, то вслух — про то, почему мы живем, как живем, и что мы можем на самом деле сделать с нашим мироустройством, как взаимодействовать с государством, и зачем оно вообще нужно, а главное, когда она, такая маленькая, пихает здоровую эту махину, которая то пьедестал, то трибуна, а то и вовсе государство per se (очень большая конструкция, метра четыре в высоту, два — в ширину; обычно ее четверо по сцене возят), и сдвигает-таки ее с места, — вот здесь внутри что-то начинает теплиться. Значит, все не зря.

Большое спасибо всем причастным к созданию спектакля.

 

 


© 2003-2015, «Центр им. Вс. Мейерхольда»
127055, Москва, ул. Новослободская, 23, м. «Менделеевская»
+7 (495) 363 10 48 (касса), 363 10 49 (приемная)
fainkin@meyerhold.ruvsmeyerhold.centre@gmail.com