English

Наталья Витвицкая
02/07/13 «Ваш Досуг»

В ЦЕНТРЕ МЕЙЕРХОЛЬДА ЗАГОВОРИЛИ О РАСПАДЕ СЕМЬИ И ПРОБЛЕМАХ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.

«Папа уходит, мама врет, бабушка умирает»

Участники проекта Black Box в Центре Мейерхольда — люди разных театральных профессий, от режиссеров и драматургов до архитекторов и композиторов. Всех их волнуют театральные инновации и новые способы привлечения зрительского внимания. Спектакли, в которых их идеи воплощаются в жизнь, они ставят сами. Первый опыт — постановка режиссера Юрия Муравицкого по французской пьесе Фабьен Ивер. Тема — проблемы современной семьи.

Спектакль с категоричным названием «Папа уходит, мама врет, бабушка остается» не отвечает на вопрос, почему семья в современном мире перестает быть необходимостью. Зато он вполне недвусмысленно это утверждает, выносит приговор семье как таковой. Судя по тому, что происходит в пьесе (и, соответственно, на сцене) всё настолько плохо, что даже... неправдоподобно. Близкие люди ненавидят друг друга, сходят с ума, лезут на стенку. Потом умирают. Кажется, что от ненависти. Градус маразма всех членов семьи крепчает потихоньку. И если в начале всего-то и странностей, — мама после известия о папином уходе из семьи, пару-тройку раз падает с дивана. То в финале и она, и папа, и дети превращаются в зомби, которые настойчиво запихивают надоевшую бабушку в гроб. Ежедневный террор всех и всеми возведен здесь в максимальную степень.

Эффект от спектакля был бы куда менее значительным, если бы не пресловутые новые способы «работы со зрителями». Во-первых, текст пьесы (представляющий собой монолог девочки-подростка) отделен от действия, он произносится тремя артистами в микрофоны, артисты на сцене молчат. Во-вторых, действие «упаковано» в стеклянную коробку, или, если угодно, условную студию звукозаписи. Обезличенное пространство «за стеклом» намекает на чудовищные телевизионные шоу. Разница только в том, что тв-продукт — всегда ложь, а здесь зрителю предлагается правда жизни. По крайней мере, так думают авторы. Их спектакль добротно сделан. Наверняка, критики порадуются и сравнят его с европейскими хитами на ту же тему. Одно только «но». Как ни крути, а ненависть рождается из любви, а ее в спектакле нет. Совсем. Поэтому-то он и кажется несколько холодным и схематичным.

«Алиса и государство»

Выпускники «Школы театрального лидера» драматург Саша Денисова и режиссеры Алексей Жеребцов и Алена Янкелевич задумали спектакль-ликбез на тему, как устроено государство еще во время учебы. И вот, наконец, их «Алиса» появилась на свет. Получилось, без сомнения, ярко и весело. И не беда, что неидеально. Ставить что-то вроде учебника по теории государства вообще задача из разряда абсурдных. Кроме того, если на Западе социальный театр давно не новость, то у нас его только учатся «делать». При таких исходных данных премьера, которая состоялась в Центре Мейрхольда — успех во многих отношениях. Саша Денисова использовала форму кэролловских сказок про путешествие девочки в страну чудес — так набор из сценок-скетчей получил свой вектор развития.

Новая Алиса (прекрасная Инна Сухорецкая) — это кто-то вроде современной отличницы в смешном свитере и кедах. Она честно пытается сдать экзамен, но в какой-то момент преподаватель начинает на нее кричать (смысл истерики — «просидели весь семестр, только котиков постили»), и она падает в обморок. Темнота поглощает ее — она оказывается в стране российских народных чудес. Здесь все вещи и люди похожи на настоящих (ключевое слово — «похожи!»). Узнаваемы и пенсионерки в цветочных париках, запутавшиеся в коммунальных платежах, и участники Болотного «чаепития», рассуждающие о митингах и замкадье, и Доктор Дама Червей, помогающая бомжам, и полицейские («Патруляля»), пытающиеся оправдать задержание. И, конечно, представитель партии Единорога, несущий ахинею прямо с трибуны.

Если бы не задуманная авторами концепция спектакля-ликбеза по теории государства, получилась бы блестящая пародия на современную Россию. А так это пародия только на 70%. Остальные 30 — это лекции на заданные темы, включающие в себя скучноватые исторические примеры и категорическим (!?) тоном произнесенные выводы. «Без государство вполне можно обойтись, самоорганизация — лучший способ организации в принципе». Так-то оно так, только если театр учит публику, «как надо», публике это почти никогда не нравится.

 


© 2003-2015, «Центр им. Вс. Мейерхольда»
127055, Москва, ул. Новослободская, 23, м. «Менделеевская»
+7 (495) 363 10 48 (касса), 363 10 49 (приемная)
fainkin@meyerhold.ruvsmeyerhold.centre@gmail.com