English

Яна Глембоцкая
05/05/13 «портал Сибкрай.ru»

ФЕСТИВАЛЬ «ОДИН, ДВА, ТРИ»: МИНИМУМ АКТЕРОВ, МАКСИМУМ ЭМОЦИЙ

В Новосибирске завершился фестиваль-конкурс камерных и моноспектаклей, в котором приняли участие более 30 (!) постановок. Фестивальная дистанция оказалась без преувеличения марафонской, два месяца почти ежедневных показов, а география действительно всероссийской: от Москвы до самых до окраин. Если измерять карту фестиваля с востока на запад, до расстояние будет как от Улан-Удэ до Санкт-Петербурга.

 

Фестиваль «Один, два, три» проводил Новосибирский государственный театральный институт при финансовой поддержке регионального министерства культуры. Грант, выделенный институту в рамках областной долгосрочной целевой программы «Культура», был потрачен на транспортные и гостиничные расходы иногородних студенческих спектаклей и на призовой фонд. Профессионалы добирались до Новосибирска за свои деньги. Неудивительно, что студенческая афиша оказалась более обширной и разнообразной.
 
Председатель жюри, лауреат Государственной премии России, известный актер и режиссер Александр Баргман любезно согласился смотреть спектакли фестиваля в перерывах между репетиций спектакля в «Красном факеле» по пьесе Фрила «Отцы и сыновья». Оргкомитет фестиваля буквально подхватывал режиссера у служебного входа театра и мчал на очередной фестивальный показ. Баргман был приглашен в жюри фестиваля неслучайно. Те, кому посчастливилось видеть его в моноспектакле  «Душекружение» по произведениям Набокова, знают, что этот актер демонстрирует высочайшее мастерство в жанре моноспектакля, созданного на основе литературных произведений.  Именно творческие поиски в области театра слова, литературного театра, камерного театра оказались наиболее интересными событиями фестиваля «Один, два, три».

Муза театрального искусства, несомненно, захотела бы воспеть спектакль, получивший Гран-при конкурса. Это работа молодого режиссера из Молдавии Вячеслава Чеботаря, магистранта Виктора Рыжакова, созданная в Центре имени Вс. Мейерхольда совместно со Школой-студией МХАТ при МХТ имени Чехова. В спектакле «Однажды мы все будем счастливы» заняты две юные актрисы, студентки выпускного курса п/р Константина Райкина все той же Школы-студии. Блистательное мастерство Александры Кузенкиной и Анастасии Прониной буквально загипнотизировало зал. И крошечная сцена, и все зрители расположились на сцене Дома Актера.

Из-за наплыва желающих увидеть московских гостей девушкам пришлось сыграть спектакль два раза подряд. А это, поверьте, совсем не просто. История, которую написала Е. Васильева, попадает в ряд Doc-овских историй об униженных и оскорбленных/нищих духом/бедных людях современной России. 
 
Некрасивая, жалкая девочка, чья мать работает в школе уборщицей, на наших глазах разворачивает скорбный свиток своего хаотичного подросткового сознания. Там есть все, кроме любви: обида, зависть, ненависть, одиночество, тоска. Актрисы исполняют историю на два голоса, поначалу кажется, что это разделение на темную и светлую сторону души, но все оказывается гораздо сложнее. Спектакль поразительно скоро втягивает зрителей в водоворот потока сознания, притом что актрисы «играют» только голосами, интонациями и красками своей актерской индивидуальности. Что называется, «без рук». Ни мизансцен, ни жестикуляции, ни даже взаимодействия друг с другом иными средствами, кроме голосовых.

© 2003-2015, «Центр им. Вс. Мейерхольда»
127055, Москва, ул. Новослободская, 23, м. «Менделеевская»
+7 (495) 363 10 48 (касса), 363 10 49 (приемная)
fainkin@meyerhold.ruvsmeyerhold.centre@gmail.com