English

Петр Поспелов
18/02/13 «Ведомости»

«ЕВРОПЕРЫ» В ЦЕНТРЕ МЕЙЕРХОЛЬДА: КЕЙДЖ, АРИЯ ЛЕНСКОГО

Наталия Анастасьева поставила классику авангарда с музейной бережностью

Режиссер Наталия Анастасьева ставит современные оперы — и отечественные, и зарубежные, что, не боясь пафоса, можно назвать миссией. Постановку третьей и четвертой из пяти «Европер» она осуществила в точном соответствии с партитурой Джона Кейджа; последняя, впрочем, вместо нот содержит совокупность временных графиков, в соответствии с которыми шести певцам надлежало исполнять классические арии, а шести ассистентам в это же время — заводить другие арии в исполнении певцов прошлого на граммофонах, патефонах и старых проигрывателях, гармонировавших с гардеробом Александра Петлюры. Прибавьте к этому двух пианистов (носитель знания о подлинном Кейдже Иван Соколов и его младший коллега Федор Амиров), тоже играющих фрагменты из опер, и представьте, что таким образом одновременно может звучать три или четыре классических фрагмента — и так в течение часа с лишним без малейших признаков драматургии и развития.

Ключевой для Кейджа элемент случайности Наталия Анастасьева усугубила тем, что составила временные графики при помощи слушателей. Перед началом представления они гадали по Книге перемен, тянули бумажки из шапки с помощью попугая Люки или просто сообщали дату своего рождения. «18 ноября», к примеру, говорил слушатель, дата попадала в график — и, руководствуясь графиком, тенорПетр Налич точно на 18-й минуте 11-й секунде спектакля вступал с очередной арией.Американец Кейдж написал свои поздние «Европеры» по заказам из Европы, с незлой насмешкой возвратив европейцам их же культуру. Сегодня абсурдная конструкция Кейджа зазвучала с новым смыслом — как почтительное приношение великому жанру.

 


© 2003-2015, «Центр им. Вс. Мейерхольда»
127055, Москва, ул. Новослободская, 23, м. «Менделеевская»
+7 (495) 363 10 48 (касса), 363 10 49 (приемная)
fainkin@meyerhold.ruvsmeyerhold.centre@gmail.com