English

Аня Никифорова, Варя Кобыща
24/03/13 «Maskbook»

ФЕСТИВАЛЬ ИСТОРИЙ

24 марта в Аптекарском огороде прошел Фестиваль историй. История как самостоятельный жанр не слишком развит сейчас в России, в отличие от Европы, где он существует не только на театральной сцене, но и за ее пределами (на телевидении, в бизнесе и т.д.). В Москве это лишь второе событие, посвященное сторителлингу: первое проходило на День Города в Таганском парке. На этот раз фестиваль включал не только выступления артистов, но и небольшой мастер-класс писателя и одного из главных отечественных сторителлеров Кирилла Гопиуса.

Истории, рассказанные в зале Аптекарского огорода, были адресованы всем, начиная с самых маленьких детей, и почти всем они были одинаково интересны. Старые сюжеты приобретали новую жизнь и оказывались совершенно непредсказуемыми. Причина тому – то, что зрители и участники творили их совместно, здесь-и-сейчас. Казалось бы, история о Красной Шапочке всем давно известна и трудно из этой сказки сделать что-то необычное. Однако Playback-театр «Новый Jazz», который открывал Фестиваль, с этой сложной задачей справился легко и весело. Работая без сценария, режиссера, репетиций, актеры создают истории, только что рассказанные зрителями. Первые минуты в зале чувствовалась настороженность и недоверие к происходящему, однако в конце представления даже самые маленькие зрители принимали активное участие и делились своими версиями Красной шапочки. Отважный англичанин Робин Гуд покорил сердце Красной шапочки, банда лисичек хотела отобрать у девочки пирожки, внук Серого волка с гордостью и грустью рассказывал историю своего деда, и даже отважный мальчик в красной шапке сражался с лесными злодеями. За отведенный час было рассказано около пяти версий, и каждая рождалась на глазах зрителей, при непосредственном их участии.

Далее следовала маленькая история «Даша и Людоед» на основе страшилки Валерия Роньшина. На роль Даши девочки не нашлось, да и кому из детей хочется над огнем кастрюли висеть, пусть даже воображаемым. Зато вызывался смелый мальчик, сразу же предложивший добавить в котел морковки для вкуса, – чем вызывал бурный смех в зале. Однако у этой истории был счастливый финал. Людоед оказался тезкой композитора Чайковского, поэтому и для себя выбрал поприще музыканта. А в конце спектакля дети и взрослые дружно, гудя и свистя, изображали симфонический оркестр.

Даже артисты Театра.doc в этот раз решили рассказать сказки. Хотя сюжеты их историй, естественно, были взяты из жизни. Только самолет превратился в ковер-самолет, пятизвездочный отель в пятизвездочный шатер, машина в карету, участники кастинга в богатырей-молодцов. Но самое главное заключалось в том, что все истории были искренними, увлекательными, и вселяли веру в сказочные истины, где добро всегда побеждает зло, а счастье часто находится совсем рядом – нужно лишь его не упустить. И как говорилось в одной из сказок.doc, «каждый человек волшебник».

Кульминацией Фестиваля было выступление актера датского «The Telling Teatre», который рассказал об истории любви и, что важнее, о любви к историям. Девочка с металлическим протезом вместо ноги сделала из страшного великана, который собирался вот-вот съесть ее на десерт, – прекрасного юношу, мужа, а главное – идеального слушателя. Правильно рассказанная история спасла жизнь не только им обоим, но остальным жителям деревни. Правильно рассказанная история превратила всех без исключения зрителей в детей. Можно было смеяться в голос, ахать, комментировать только что сказанное, отвечать на вопросы исполнителя – словом, делать все то, за что в театре половина зала начала бы на вас раздраженно шикать. Но здесь это было не просто уместно, это было необходимо. Актерский талант рассказчика, композиционная точность его истории и отсутствие лишних деталей позволили добиться того, чего в современном театре добиться все сложнее, – естественного, непосредственного восприятия.

Не все истории на Фестивале были одинаково удачными, не всем исполнителям удавалось полностью завладеть вниманием зрителей. Но не вполне удачные выступления тоже представляли ценность, поскольку они позволяли разобраться в самой технике рассказа историй, демонстрировали, как должна и как не должна строиться композиция, сколько может длиться рассказ, где исполнителю стоит играть, а где – быть самим собой. Умение рассказывать истории – навык столь же необходимый в обычной жизни, сколь и в искусстве. Поэтому Фестиваль можно считать не только театральным, но в какой-то мере даже обучающим событием.


© 2003-2015, «Центр им. Вс. Мейерхольда»
127055, Москва, ул. Новослободская, 23, м. «Менделеевская»
+7 (495) 363 10 48 (касса), 363 10 49 (приемная)
fainkin@meyerhold.ruvsmeyerhold.centre@gmail.com