English

Марина Давыдова
13/10/09 «"Известия"»

ГАМЛЕТ И ПУСТОТА

Шекспировский фестивал", который проводит в Москве Театр Наций, открылся "Гамлетом" израильского Камерного театра. Трудно было подыскать для этого интересно и правильно задуманного мероприятия менее подходящее начало.

Камерный театр Израиля старше самого Государства Израиль. Он возник в Палестине в середине 1940-х годов по инициативе молодых людей, решивших играть спектакли на иврите. К тому времени в Палестине давно обосновался другой ивритоговорящий театр - основанная в России, но переехавшая потом на историческую родину знаменитая "Габима", чьим художественным руководителем был поначалу Евгений Вахтангов. Именно "Габима" и Камерный стали, в сущности, родовым лоном израильского театра. Но славное прошлое коллектива, как известно, не есть залог его сегодняшних славных свершений.

"Гамлет", привезенный Камерным театром в Москву, кажется поставленным не в Тель-Авиве, а в какой-то глубокой российской провинции, артисты которой волшебным образом освоили красивый гортанный язык. Единственное, что можно поставить в заслугу этому зрелищу, - не вполне обычная организация пространства. Действие разворачивается в основном в узком проходе, образованном двумя группами вертящихся вокруг своей оси кресел, на которые и рассаживаются зрители. Время от времени события переносятся на периферию квадратного зрительного зала, и публика следит за артистами, крутясь туда-сюда. Этим по большому счету "оригинальность" постановки исчерпывается.

От самого начала и до самого конца "Гамлет" режиссера Омри Ницана (он же худрук театра) банально предсказуем. Уж сколько мировая сцена перевидала на своем веку этих Клавдиев и Гертруд в партикулярном платье, Фортинбрасов в камуфляжной одежде, Теней отца Гамлета, сыгранных тем же артистом, что играет Клавдия (сей ход мало того что банален, но еще и не получает никакого подкрепления в строе самого спектакля). А уж приезд в Эльсинор артистов, который сопровождает - ну конечно же! - музыка Нино Рота из "Восьми с половиной" Феллини, и фехтовальный поединок, "озвученный" хачатуряновским "Танцем с саблями", - это, увы, банальность, отдающая вампукой. Если бы не действительно прекрасный артист Итай Тиран, играющий Гамлета, зрительный зал вообще можно было бы покинуть в антракте. Чувственный, нервный, пластичный, обаятельный, убедительно страдающий на сцене Итай Тиран мог бы, как кажется, убедительно воплотить любую трактовку этой роли. Но играть пустоту не под силу даже ему. Если это зрелище, пригодное в качестве наглядного пособия для восьмиклассников, начавших изучать Шекспира, считают в Израиле лучшей режиссурой (а именно такую премию получил за своего "Гамлета" Омри Ницан), то что же считать израильской режиссурой вообще? Неужто там все и вправду так плохо? Смею уверить читателей - не так.

Молодая (и одновременно древняя) страна обладает не только фундаментальной наукой, прекрасной медициной, великолепной армией, едва ли не лучшей в мире разведкой. В области зрелищных искусств она тоже преуспела. Например, в Израиле наличествует потрясающий, прямо-таки мирового уровня модерн-данс. В нем есть весьма интересный визуальный театр. Да и собственно драматическое искусство - пусть не является самой сильной стороной израильской культуры - не всегда и не во всем провинциально. Скажем, гастроли "Гешера" заставляли думать, что планка израильского театра укреплена все же на несколько более высоком уровне. Так что приезд в Москву Камерного театра можно счесть просто затактом Шекспировского фестиваля. Данью дипломатическим отношениям двух стран, давно и неразрывно связанных культурными узами. Настоящий фестиваль начнется, полагаю, несколько позже. Во всяком случае, в его программе уже сейчас заявлено несколько постановок, обещающих встречу с оригинальной, даже шокирующей режиссурой, но заранее исключающих встречу с пустотой.


© 2003-2015, «Центр им. Вс. Мейерхольда»
127055, Москва, ул. Новослободская, 23, м. «Менделеевская»
+7 (495) 363 10 48 (касса), 363 10 49 (приемная)
fainkin@meyerhold.ruvsmeyerhold.centre@gmail.com