English

Марина Зайонц
03/09/07 «Итоги»

ПРОФЕССИЯ: РЕЖИССЕР

Художественный дневник Вышла книга театрального режиссера Валерия Фокина "Беседы о профессии"

О профессии режиссеры сейчас разговоры не ведут, все больше дело делают. Так сказать, куют железо, пока горячо. Сериалы на телевидении штампуют, спектакли там и сям ляпают, жить торопятся. Это когда-то, в другой жизни, выходили книги с записями репетиций Станиславского, Вахтангова, Мейерхольда - нарасхват шли. И действующие режиссеры не отставали - Леонид Варпаховский, Георгий Товстоногов, Анатолий Эфрос, Михаил Туманишвили секретами профессии делились. Одна из книг Эфроса так и называлась: "Профессия: режиссер". А теперь у нас гламур на книжном рынке царствует, сами понимаете, профессиональные умения тут ни при чем. Успех едва ли не всюду на поток поставлен, в том числе и в театре. В этом смысле книга Валерия Фокина, изданная в серии "Библиотека Александринского театра" Санкт-Петербургского издательства "Балтийские сезоны", - одно из редких исключений. Она в каком-то смысле время останавливает, рефлектировать заставляет, задумываться, сопоставлять. Короче, полезная книга. Особенно для молодых режиссеров.

Опыт Фокина в некотором роде уникален, он - один из немногих, кому повезло в советское время. В 19 лет (невозможная редкость) поступил на режиссуру, через год после окончания Щукинского училища попал в театр "Современник", первый свой спектакль делал с признанными актерами-мастерами, да и потом активно ставил, а не прозябал в ассистентах. Потом заинтересовался "другим" театром, лабораторным, исследовательским, и все это подробнейшим образом в "Беседах о профессии" описано. Читать интересно не только режиссерам, но и простым театралам. Тут и детали любопытны, и язык не напрягает. Книга Фокина состоит из двух частей, первая, собственно, и есть беседы, ведет и направляет их профессор Александр Чепуров, руководитель творческо-исследовательской части Александринского театра, он же инициатор и составитель данного издания. А вторая часть - записи репетиций двух известных фокинских спектаклей: "Ревизор" Гоголя и "Двойник" Достоевского. Видевшие их смогут понять, откуда что берется, как постепенно, из деталей и уточняющих подробностей вырастает целое.

Но все же самое интересное - именно что беседы. Тут и о самом авторе много чего узнать и понять можно, и о других. Например, о пребывании Фокина в Вахтанговском театре сразу после окончания "Щуки" мало что было известно. А он там, оказывается, сезон просидел, об стены бился, заявки одну за другой подавал, на интриги натыкался. Или вот встречи и беседы с Ежи Гротовским, уникальным польским режиссером-экспериментатором, закрывшимся в лаборатории от публики и традиционных сцен. Это сейчас всех кого не лень в экспериментаторы записывают, а тогда Гротовский для театральных людей был главным гуру. О нем в книге масса интересных подробностей приводится. Любопытно, что именно он советовал Фокину обязательно совмещать спектакли на большой сцене с экспериментами на малой. Еще более занятно, что он, Гротовский, оказывается, был когда-то членом вроцлавского горкома партии, и все ради создания Театра-лаборатории. Ну и так далее. Словом, опыт свой, профессиональный и жизненный, - театр "Современник", Театр им. М. Н. Ермоловой, Центр им. Вс. Мейерхольда, заграничные постановки, удачи и неуспех - Фокин подробнейшим образом анализирует: что, почему и как с этим бороться в дальнейшем. А в театрах на самом деле ничего не изменилось. Читайте и делайте выводы.


© 2003-2015, «Центр им. Вс. Мейерхольда»
127055, Москва, ул. Новослободская, 23, м. «Менделеевская»
+7 (495) 363 10 48 (касса), 363 10 49 (приемная)
fainkin@meyerhold.ruvsmeyerhold.centre@gmail.com