English

Алиса Никольская
20/05/09 «"Культура"»

ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ...

Гастроли Ташкентского театра "Ильхом"

План привезти в Москву последние работы Марка Вайля, "Орестею" и "Радение с гранатом", обсуждался и готовился давно. Почти два года назад режиссера не стало. И нынешние гастроли, осуществленные Театром Наций и фестивалем "Золотая Маска", стали акцией его памяти.


Два показанных спектакля - абсолютно разные. Диаметрально противоположные по стилю. "Радение с гранатом", посвященное судьбе художника начала ХХ века Александра Николаева (Усто Мумина) и вдохновленное его работами, - нежное, прозрачное, атмосферное. Жгучее, звенящее, как накаленный солнцем южный воздух. "Орестея" - спектакль в большей степени о ненависти.


А вот "Радение" - о любви, о познании рая на земле, о попытке запечатлеть абсолютную красоту. Главный герой, художник Нежданов, состоящий на службе в крепости, поселяется в саду чайханы, в которой выступают перед публикой мальчики-бачи (бача - обязательно очень красивый подросток, танцующий для посетителей). В сознании и бытии художника переплетаются восточное и западное, запретное и дозволенное. И он находит в себе силы создать собственную вселенную.


Не встречалось доселе столь деликатного и изысканного изложения темы любви вне зависимости от того, кто становится ее объектом, и насколько это противозаконно. Певучий текст говорит о влечении к красоте, беспощадной и волнующей. На сцене почти нет прикосновений, не говоря уже о чем-то большем - все в словах, жестах. В недоговоренности и тишине. Танцы мальчиков-бачей похожи на волны, на текучий песок, на летящую шелковую ткань. Искушение, опасное и грешное, - при этом облик танцоров по-детски невинен.


В "Радении" необыкновенно выразительные, наполненные актерские работы. Художника играет Антон Пахомов, актер, обладающий мощной харизмой и невероятной внутренней свободой. Его художник выведен в легких, акварельных тонах. Замкнутый, нелюдимый человек, неожиданно обретший собственный рай. Познанное отложит отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. В которой будет немало невзгод, от тюремного заключения до сильнейшего разочарования в мире, в людях.


Превосходно работают Фарух Холжигитов - чайханщик, хозяин бачей, ставший им отцом и братом, строгим и понимающим, Денис Бойко - Алишер, один из бачей, волшебной красоты юноша, самовлюбленный, но умеющий дружить, Борис Гафуров - полковник Бяльцев, дворянин. Сильный, слаженный актерский ансамбль действует как единое целое.


Вторая показанная на гастролях работа, "Орестея" (в основе - текст Эсхила в переводе Соломона Апта), принципиально иная стилистически. Впечатляют и масштаб, даже размах, и глубина погружения в трагедию, и точнейшее выявление смыслов.


"Орестея" - это история общества на фоне истории семьи. Основной постановочный ход - международное реалити-шоу. Происходящее в доме Атридов комментируется несколькими журналистами на русском и узбекском языках. Живые камеры создают дополнительную динамику. А огромный, в стену величиной, экран, то дающий цельное изображение, то разбивающийся на девять составляющих, транслирует происходящее, что придает истории горький оттенок цинизма. Ничего не скрыть. Ни от чего не спрятаться. Все на виду. Даже самое страшное и самое сокровенное.


Герои проступают из человеческого месива не сразу. Но вот одна из камер замирает, поймав лицо Агамемнона (Илья Дудочкин): волевое, высокомерное. Лицо победителя. И совсем немного времени пройдет, как вместо лица появится белая маска. Как был Агамемнон, так и нет его. Зато есть царица Клитемнестра (Ольга Володина). Усталая дама с кошачьими повадками в порочно-алом наряде и с рыжими локонами, та, что уничтожила мужа, не моргнув глазом. При ней вертится Эгист (Фарух Холжигитов), маленький злобный человечек, раненный когда-то в самое сердце и затаивший в нем месть. Здесь все одержимы местью, стремлением сделать друг другу как можно больнее.


Необычно выстроена режиссером линия богов, шутников и искусителей. Для них человеческие судьбы - игрушки, и они не устают это подчеркивать. Лукавый Аполлон (Антон Пахомов) с застывшей на лице гримасой жестокой усмешки порхает по сцене и аккуратненько пододвигает Ореста к решению убить мать. Решению, за которое его оправдает Афина (Алена Лустина), бойкая дива, упивающаяся ролью покровительницы. Суд человеческий - ничто по сравнению с судом богов, поступающих исключительно так, как им хочется. Неспроста зрительское голосование (да, зритель может попытаться решить судьбу Ореста, опустив камень в черную или белую сумку - соответственно вердикту) не имеет никакого значения: Афина оправдает Ореста просто так, оставив мучительную проблему нравственного выбора неразрешенной. Прав или виноват Орест (Саид Худайбергенов) - совсем мальчишка, горячий, переживающий, по-детски пугающийся собственного поступка, - убивший мать? Каждому из нас придется размышлять над этим вопросом уже после того, как опустится занавес.


В "Орестее" немало эффектных, изобретательно сделанных мизансцен. Вот вернувшийся победителем Агамемнон идет по красной дорожке, а дорожка эта - часть платья Клитемнестры. И сразу понятно, куда этот алый путь его заведет. А в финале в ту же материю завернутся роковые Эринии и весело покинут судилище. Вот обезумевший от страха и переживаний Орест ждет суда: экран дает его лицо крупным планом, испуганное, измученное, а проходящие по очереди плещут в него водой - как пощечины дают. А вот Аполлон и его брат Гермес лихо взмывают вверх по стене, чтобы приземлиться на маленьком балкончике, откуда так удобно наблюдать за человеческой суетой.


Нынешние гастроли стали подтверждением радостного желания: "Ильхом" жив. После трагической гибели его основателя Марка Вайля театр не только не распался - он сплотился. Выявились лидеры, поддерживающие облик "Ильхома" на должном уровне. Жизнь здесь кипит: выпускаются новые спектакли, придумываются проекты, проводятся режиссерские и драматургические лаборатории, набирается очередная школа драматического искусства. И никто не собирается останавливаться.


© 2003-2015, «Центр им. Вс. Мейерхольда»
127055, Москва, ул. Новослободская, 23, м. «Менделеевская»
+7 (495) 363 10 48 (касса), 363 10 49 (приемная)
fainkin@meyerhold.ruvsmeyerhold.centre@gmail.com