English

Роман Должанский
06/03/09 «журнал "Weekend"»

ПОВЕСТЬ ДЛЯ ДВОИХ

"Бедная Лиза" в Театре наций

Новый спектакль Театра наций, созданный совместно с фестивалем современного искусства "Территория", расположился на перекрестке сразу нескольких жанров — оперы, драмы, балета, современного танца. Ну и, само собой, литературы: в основу камерной оперы Леонида Десятникова "Бедная Лиза" легла повесть основоположника русского сентиментализма Николая Карамзина. Десятников написал оперу сравнительно давно, тридцать лет назад, когда еще был не знаменитым, а начинающим композитором. Его "Бедную Лизу" потом поставили в Московском камерном музыкальном театре под руководством Бориса Покровского. Но после этого опера как-то ни в чье поле зрения не попадала.


И вот только хореографу Алле Сигаловой, когда-то услышавшей оперу Десятникова, эта музыка — и эта история, видимо, тоже — не давала покоя. Требовался, конечно, какой-то нестандартный, неожиданный дебютный ход. Идея родилась не так давно, когда, как говорят, не кто иная, как Галина Волчек высказала мысль, что неплохо было бы актрисе театра "Современник" Чулпан Хаматовой, которую все знают по ее драматическим ролям на сцене и в кино, что-нибудь станцевать, причем именно под руководством Аллы Сигаловой. До или после телевизионного фигурного катания Чулпан это случилось, не так-то уж и важно. Важно, что опытный глаз руководителя театра давным-давно оценил невероятную пластическую выразительность Хаматовой — и ее же отвагу, работоспособность, желание рисковать, то есть те качества, которые не менее, чем талант, важны при переходе на смежные жанровые территории.


Может показаться, что солист Большого театра Андрей Меркурьев — поработать с ним Алла Сигалова давно хотела — проделал меньший, чем Чулпан Хаматова, путь до точки их встречи: современная хореография для него, одного из лучших молодых российских танцовщиков, все-таки не в новинку. Но и для него "Бедная Лиза" стала приключением со многими неизвестными, потому что партнершей его стала драматическая актриса. Словом, всем троим основным участникам проекта — Сигаловой, Хаматовой и Меркурьеву — было чего опасаться и чем жертвовать. Но зато и всем им было к чему стремиться.


© 2003-2015, «Центр им. Вс. Мейерхольда»
127055, Москва, ул. Новослободская, 23, м. «Менделеевская»
+7 (495) 363 10 48 (касса), 363 10 49 (приемная)
fainkin@meyerhold.ruvsmeyerhold.centre@gmail.com