English

ЦЕНТР ИМЕНИ МЕЙЕРХОЛЬДА: ИТОГИ СЕЗОНА И ПЛАНЫ НА НОВЫЙ СЕЗОН



Друзья, мы объявляем театральный сезон в ЦИМе закрытым, подводим итоги и планируем будущее.

В середине января ЦИМ возглавил Виктор Рыжаков, с этих пор мы и ведем отсчет нового ЦИМа – центра современного театра, нового образования, социальных проектов.

В ЦИМе заработала поисковая резиденция Blackbox, в которой вышла первая премьера - «Папа уходит, мама врёт, бабушка умирает» Юрия Муравицкого, продюсера Полины Каулио и их группы. Режиссер сложно и необычно работает с текстом французской писательницы Фабьен Ивер и зрительским восприятием.



Саша Денисова, Алексей Жеребцов и Алена Янкелевич выпустили спектакль «Алиса и государство». Замысел его родился в «Школе театрального лидера» из идеи правового образования в театре. А вылился в синтетический спектакль, где лекция об общественных институтах соединяется с сатирой, драматические скетчи с перформансом, а документальные монологи – с хореографией. В основу легли лекции экономиста Александра Аузана – человека, оказавшего огромное влияние на формирование гражданского общества в стране. Аузан «Алису» видел дважды и придет еще раз – в сентябре, когда после спектакля мы устроим дискуссию о новом общественном договоре.



ЦИМ поддерживает независимые театры, в этом его большое отличие от других театров. В «Алисе и государстве» играет Liquid Theatre. В феврале «Маленький мировой театр» выпустил на нашей сцене «Европеру» Кейджа в постановке Натальи Анастасьевой, а закрыл сезон «Феатр» спектаклем «Танго-квадрат» Людмилы Петрушевской в постановке Федора Павлова-Андреевича и хореографии Дины Хусейн. Продюсерская группа Vottebe провела резонансный «Театральный альманах» на тему «Театр»; как результат – один из эпизодов альманаха, «Крюотэ» Николая Рощина, в сентябре превратится в спектакль театра «А.Р.Т.О.» на сцене ЦИМа.



Оглядываясь назад, мы можем сказать без преувеличения: наши спектакли ни на что не похожи, и они могли появиться только в ЦИМе, - а где еще?

В «Школу театрального лидера» в феврале пришли пятьдесят новых слушателей. Школа была создана при поддержке Департамента культуры Москвы в 2012 году с амбициозной целью: привести в государственный театр молодое поколение социально ответственных современных художников и менеджеров. Многие выпускники уже работают в гостеатре, в том числе и на руководящих должностях. В «ШТЛ» был создан проект положения о конкурсе на замещение руководящих должностей в гостеатре. В это положение внесли свои поправки Гильдия режиссеров России и Гильдия театральных директоров, после чего мы вынесли проект положения на рассмотрение Департамента культуры. Инициатива «ШТЛ» сыграла свою роль; Департамент культуры положил начало практике подобных конкурсов – конкурс стратегий развития для Центра драматургии и режиссуры и для Театра имени Станиславского, а так же конкурс на проект реорганизации Дирекции проекта «Открытая сцена» (его выиграла группа выпускников ШТЛ во главе с Филиппом Лосем). Также «ШТЛ» запустила новаторские образовательные модули для театральных специалистов – по линейному продюсированию и театральному маркетингу.

Школа дает теорию, а практику слушатели проходят в «Институте театра». Это обширная совместная программа ЦИМа и фестиваля «Золотая маска» по интеграции театра и общества. В программу «Института театра» вошли проект «Почерк» (
редизайн российских театров силами молодых дизайнеров; в дизайне мы видим мощное средство коммуникации между театром и городом), «Класс театральной критики» (развитие театральной критики; это еще один вид коммуникации), «Театральный класс» (интеграция московских театров и средней школы), «Мастерская сторителлинга» (развитие самого демократичного жанра с целью вовлечение в театр новой публики).

«Мастерская сторителлинга»,
которой руководит Елена Новикова - предмет особой нашей гордости. За год ее существования возникло сообщество артистов, которое прошло через серию мастер-классов, развивает жанр и представляет самый демократичный театр за пределами театральных стен. Мастерская провела два больших «Фестиваля историй» (в Аптекарском огороде и Таганском парке), выступала на фестивале «Бобур», в Парке Горького, в круговой панораме на ВВЦ. Сегодня, 13 июля, «Фестиваль историй» пройдет на «Пикнике «Афиши».

Мы весь сезон сотрудничали с коллегами из Европы и провели проект «[mai] Польша» совместно с Польским культурным центом и гастроли Лиможской театральной академии (это побратим ЦИМовской режиссерской магистратуры) с Французским культурным центром. Благодарим за поддержку наших партнеров.

В новом сезоне
ЦИМ, – который так ратует за перемены, аплодирует рождению феноменального «Гоголь-центра», с радостью наблюдает за расцветом Театра Маяковского, ДК «ЗИЛ», «Балета Москва» (который добрую половину своих премьер сыграл в ЦИМе), - ЦИМ и сам должен стать особенным местом в городе. Мы уже многое сделали, но нам многое еще предстоит. К примеру, вот что.

6 сентября в ЦИМе открывается «Проект О.Г.И.». Теперь после спектакля будет где его обсудить, а вообще-то стоит приходить не только на спектакли. В этот же день пройдет первая лекция из цикла «PRO SCIENCE театр» - это наш совместный проект с порталом «Полит.ру».

7 сентября спектаклем Насти Коваленковой и окестра Klezmasters «Полосатый» мы откроем «Детский ЦИМ» - клуб необычных театров для детей и взрослых; среди них наша «Мастерская сторителлинга» и театр «Снарк». «Детский ЦИМ» сотрудничает с издательством «Самокат»; вместе мы придумали конкурс детских книг, лучшие из которых к Новому году превратятся с спектакли для всей семьи; их приготовит наша «Мастерская сторителлинга». Кстати, в этот же день, 7 сентября, сторителлеры откроют свой сезон «Фестивалем историй» в парке «Сокольники».

11 сентября ЦИМ открывает театральный сезон акцией Виктора Рыжакова, в которой примут участие актеры, работавшие с нашим худруком в разных театрах. Вечер продолжится инсталляцией Олеси Невмержицкой, Аси Мухиной, Натальи Базовой и Дарьи Аксёновой.

В начале октября Лера Суркова выпустит «Фундаменталистов», над этой дискуссионной финской пьесой она начала работу во время мартовского фестиваля переводных пьес «Перепост», который проходил в ЦИМе.

Будет много копродукций: в сентябре выйдут «Mp3. Равель» Аллы Сигаловой (совместно со Школой-студией МХАТ) и «Крюотэ» Николая Рощина (совместно с театром «А.Р.Т.О.»). Вслед на тем выйдет совместный спектакль с Театр.doc «Травоядные»: Талгат Баталов поставит пьесу Максима Курочкина в трюме цимовской сцены.

Резиденция Blackbox объявила конкурс заявок (подробности на meyerhold.ru/ru/blackbox). Одним из резидентов ЦИМа станет Московский ансамбль современной музыки (на этот счет мы уже приняли решение, более того, МАСМ уже перевез к нам рояль).

До конца года уже действующие резиденты выпустят две премьеры. В октябре выйдет «Сотворение мира» композитора Николая Хруста, режиссера Натальи Анастасьевой и художника Анны Колейчук. В декабре – невообразимый спектакль-квест под названием «Мурманск», его организует группа Юрия Квятковского при участии Арсения Жиляева.

В конце концов, мы затеяли редизайн, а 1 сентября запускаем новый сайт. Наш мегаталантливый дизайнер Вася Кондрашов – один из победителей конкурса молодых дизайнеров, который мы провели при участии Игоря Гуровича. Каким будет ЦИМ в следующем сезоне – покажет время. Каким мы его себе представляем – смотрите уже сейчас.


© 2003-2015, «Центр им. Вс. Мейерхольда»
127055, Москва, ул. Новослободская, 23, м. «Менделеевская»
+7 (495) 363 10 48 (касса), 363 10 49 (приемная)
fainkin@meyerhold.ruvsmeyerhold.centre@gmail.com